- Рим Древний
- История.Началом рим. истории считается основание в италийской местности Лаций г. Рима. Первые поселения возникли в 10–9 вв. до н. э. на холмах Палагин, Эсквилин, Квиринал и Виминал. Город был основан в 753 до н. э. Ромулом. Предположительно к 8 в. до н. э. относится объединение поселений Эсквилина и Палатина; позднее к ним присоединились общины остальных холмов, образовав в результате Город на семи холмах (Septimontium). Ядро городского поселения Р. составили лат. и сабинские деревни при определяющем влиянии греков и этрусков в политич. и культурной областях.Царский период (8–6 вв. до н. э.).Упоминаются имена семи царей, при которых Р. достиг главенствующего положения в Лации: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Последние цари происходили из этрусской династии Тарквиниев. В царский период завершился переход от первобытнообщинного общества к классовому строю. Появилось государство с присущими ему институтами, возникло рабство. Частным выражением этого развития явилась реформа Сервия Туллия (6 в. до н. э.), который разделил всех способных носить оружие граждан на пять классов по имуществ. цензу, а гакже включил плебеев в состав рим. народа (populus romanus). Вследствие этого социальное положение рим. гражданина определялось не только принадлежностью к роду, но и богатством. С изгнанием ок. 510 до н. э. этрусского царя Тарквиния Гордого римляне обрели государств, независимость в форме аристократич. Республики.Период Республики (ок. 510–31 до н. э.).В эпоху Республики государством управляли ежегодно сменявшиеся регулярные или чрезвычайные магистраты; высшими государств, постами были должности двух консулов, избиравшихся сроком на один год, а высшим органом власти — рим. сенат. Внутриполитич. развитие раннереспубликанского периода (ок. 510–287 до н. э.) было отмечено т. н. борьбой сословий, которую вели свободные, но бесправные плебеи против привилегированных патрициев. В ее ходе плебеям удалось добиться от патрициев крупных уступок: наделение землей, писаное законодательство (Законы 12 таблиц — 449 до н. э.), доступ к политич. должностям, народный трибунат, отмена долгового рабства (по Петелиеву закону — lex Poetelia); результатом эгой борьбы стало формирование рим. античной гражданской общины, ставшей основой всей дальнейшей истории Рима. В 287 до н. э., согласно закону Гортензия, все решения, принимавшиеся плебейскими комициями, получали законодательную силу. Т. о., патриции вместе с верхушкой плебеев образовали новый социально привилегированный класс — нобилитет. Во внешнеполитич. области Р. добился гегемонии над соседними племенами и народами. Несмотря на тяжелое поражение, понес, римлянами в 387 до н. э. вследствие вторжения галлов, им удалось к 265 до н. э. в результате войн с этрусками, эквами, вольсками, самнитами, латинами и греч. городами Юж. Италии (Пирром) завоевать господство над всем полуостровом. В позднереспубликанский период захватнич. интересы Р. распространились за пределы Италии (287–31 до н. э.). В ходе трех Пунических войн (264–241; 218 — 201; 149 — 146 до н. э.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в зап. Средиземноморье — Карфагеном; они аннексировали Сицилию, Сардинию и Корсику (первые рим. пров.), завоевали долину р. По, побережье Лигурии, Испанию и разрушили Карфаген. Одновременно началась рим. экспансия в вост. Средиземноморье: войны в Иллирии (229–228; 219 до н. э.) и Македонии (215–205; 200–197; 171–167 до н. э.). Кульминацией войн на Востоке стали победы над царем государства Селевкидов Антиохом III (190), Этолийским (189) и Ахейским союзами (146 — разрушение Коринфа). Вследствие завоевания этих обширных областей возросла военная и политич. мощь Р. Беспощадное порабощение части побежд. народов поставляло все новую рабочую силу италийским латифундиям, а также городским мастерским, каменоломням и рудникам. Рабы превратились в решающий фактор античного способа производства; рим. рабовладельч. общество ок. сер. 2 в. до н. э. достигло классич. формы. Одновременно с тем происходило обеднение и обнищание плебейских слоев; свободные италийские крестьяне, до сих пор составлявшие основу экономич. и военной мощи рим. рабовладельч. государства, мигрировали в города и пополняли собой армию пролетариев. Эгот античный люмпен-пролетариат жил за счет общества. Социально-экономич. развитие обострило классовую борьбу и привело к демократич. движениям (Гракхи), восстаниям рабов (Эвн, Сальвий, Спартак) и глубокому кризису республиканского строя. Дальнейшие агрессивные войны в Галлии, Африке, Понте и другие (с Митридатом) и необходимость отражения вторжения кимвров потребовали создания профессионального войска Марием (105 до н. э.), что повлекло за собой обострение кризиса. Внутри правящего класса разгорелась ожесточ. борьба между оптиматами и популярами. Гражданская война Мария и Суллы, 1-й и 2-й триумвираты, чрезвычайные полномочия Помпея и диктатура Цезаря отчетливо продемонстрировали неспособность правящего класса сломить власть ставшего реакционным сената. Стало очевидным, что нобилитет уже не в состоянии править республиканскими методами над рим. державой, вышедшей далеко за пределы Р. и Италии. В данный историч. момент только диктатура могла гарантировать прочность власти господствующих классов и сдержать натиск массы рабов и неимущих свободных. Республика сменилась авторитарной формой государств, устройства.Императорский период (31 до н. э. — 476 н. э.).Раннеимператорский период, или принципат (31 до н. э. — 284 н. э.), был периодом единоличной власти, представлявшей собой форму монархии с сохранением внешних признаков республики. Принципат имел задачей обеспечить господство класса рабовладельцев пугем сдерживания угнет. классов, отражения внешних врагов и ведения агрессивных войн. После того как Октавиан в 31 до н. э. в битве при Акции победил Антония и Клеопатру, он сделался единоличным правителем Р. Октавиан извлек урок из убийства Цезаря и демагогически провозгласил «восстановление Республики». Идя навстречу усил. просьбам сенаторов, нуждавшихся для поддержания своей власти в сильной личности, он принял на себя целый ряд высших магистратур. В частности, он стал принцепсом сената и государства. В сенат Октавиан выдвинул преданных и новых угодных ему нобилей. В 27 до н. э. он путем сакрального изменения имени принял титул «Август». С 14 н. э. существовавшие с начала республиканского периода комиций более не созывались. За время правления Августа сформировался имперский бюрократии, аппарат. Чиновники несли ответственность перед императором. На особо преданных ему сенаторов возлагалась новая должность городского префекта, отвечавшего за соблюдение обществ, порядка. Персона самого императора охранялась преторианской гвардией. Городской плебс взамен реальных политич. прав получил «хлеб и зрелища» (раnem et circenses). Август издал в интересах рабовладельцев значительное число законов, предусматривавших более суровое наказание рабов и подчеркивавших различия между свободными и рабами (закон Элия Сенция, закон Фурия Каниния). Внешняя политика преемников Августа, несмотря на отсутствие крупных захватнич. войн, в целом носила агрессивный характер. В состав Империи были включены приграничные области (Реция, Норик, Паннония и пр.), кроме того, были аннексированы новые терр. Для обеспечения безопасности границы от нападений соседних племен она была на значительном протяжении укреплена. При императоре Траяне (нач. 2 в. н. э.) Римская империя достигла максимального территориального расширения. Одна из важных задач имперской экономич. политики состояла в систематич. подрыве хозяйства пров. Пров, были недовольны размерами взимаемых с них налогов, набором воинов во вспомогательные части. Эта политика явилась причиной ряда восстаний покор, народностей (17–24 н. э. — восстание Такфарината в Сев. Африке, 60–61–движение Боудикки в Британии, 66–70 — Иудейская война, 68–69 — восстание Цивилиса в Галлии и пр.). Следующей существ, внешнеполитич. задачей правящего класса было отражение все усиливавшегося со 2 в. н. э. натиска парфян и различных герм, племенных союзов (маркоманов, квадов). Начиная с Марка Аврелия, мн. императоры пытались стабилизировать все более неустойчивое положение путем переселения побежд. народностей на терр. Римской империи. Колонат, возникший вследствие нерентабельности рабского труда в крупных поместьях, в век принципата получил еще большее распространение. Народные массы Римской империи, задавл. гнетом государств, машины, становились благоприятной почвой для заносившихся с Востока мистериальных культов (культы Исиды, Митры, сирийские и малоазийские религии). Именно в этой питательной среде окрепло, несмотря на многочисл. репрессии со стороны государства, возникшее в 1 в. н. э. христианство, развившееся в мировую религию. Общий кризис античных производств, отношений, охвативший Римскую империю во 2-й пол. 2 в., характеризовался, особенно на Западе, непрерывным упадком непосредственно связанного с городскими общинами античного городского способа производства при одностроврем. усилении значения способов производства, не связанных с городской собственностью, прежде всего крупнопоместного хозяйства. Общий кризис выражался в частой смене императоров, расширении выступлений масс (багауды в Галлии, агонистики в Сев. Африке), в возрастании неспособности отражать военные нападения соседних племен и государств, а также во врем, отпадении от Р. Галлии и Пальмиры, образовавших в результате недовольства рим. центральной властью самостоятельные государства. В позднеимператорский период, или в эпоху домината (284–476 до н. э.), императору Диоклетиану впервые удалось вновь упрочить господство аристократии путем установления абсолютной и сильной центральной монархич. власти, окончательное оформление которой произошло при его преемнике Константине I. Однако и ему не удалось преодолеть общий кризис. Дальнейшее развитие рабовладельч. государства вызвало то, что колонат на протяжении 3 — нач. 4 в. все более уподоблялся рабству. В 332 н. э. Константин I законодательно прикрепил колонов к земле. С нач. 4 в. в систему рим. государства включается христианская церковь как средство сдерживания народных масс. Гражданские войны, многочисл. узурпации и выступления народа в 4 в. показали всю глубину упадка Римской империи, средством противодействия которому мыслилось разделение Империи на две части — Западную и Восточную. Это окончательно произошло после смерти Феодосия в 395. К 5 в. ситуация в Империи становится катастрофич. Все чаще происходили нападения варварских племен, разграбление Италии и самого Р.: в 408 — 410 — нападение вестготов под предводительством Алариха; в 409 — нашествие вандалов в Испанию и в 429 — в Сев. Африку; в 451 – вторжение гуннов под главенством Аттилы; в 455 — разграбление вандалами Р. Низложение последнего западнорим. императора Ромула Августула в 476 царем ругиев Одоакром считается, как правило, концом Западной Римской империи. В зап.-рим. ареале переход к феодальному способу производства явился социальной революцией, свершившейся при участии соседних племен и народностей. Прогрессивные силы внутри Империи (крестьяне и крупные землевладельцы) оказались в силу объективных причин неспособны самостоятельно исполнить эту историч. миссию. На протяжении 5–10 вв. в Зап. Европе утверждаются феодальные производств, отношения. Восточная Римская (Византийская) империя продолжала существовать вплоть до 1453.Литература.Под рим. литературой понимается лаг. литература античности. Для нее характерно глубокое влияние греч. литературы. В литературе, как и в остальных областях, греки с 3 в. до н. э. стали для своих победителей учителями и образцами. Римляне заимствовали лит. жанры, формы и сюжеты, переводили и обрабатывали греч. авторов или подражали им. При всей своей зависимости они создавали, однако, произведения, отражавшие душевный склад человека рим. общества.Долитературный период.Вплоть до конца 1-й Пунической войны (241 до н. э.) основы лит. творчества римлян лишь намечаются в формах культового песнопения, плача по умершему, примитивного родового эпоса, победных и насмешливых (фесценнины) песен, примитивной драмы, городской хроники (анналы), юридич. текстов (Законы 12 таблиц), надгробных речей и пр. Первым известным по имени рим. писателем был цензор Аппий Клавдий Цек (ок. 300).Архаический периодпродолжался от Ливия Андроника до начала творчества Цицерона (240–80 до н. э.). Решающий шаг на пути к созданию рим. литературы по греч. образцу сделал Ливии Андроник, вольноотпущ. греч. раб. Он перевел традиционным сатурновым стихом «Одиссею» и создавал лат. переработки греч. драм (первая постановка в 240 до н. э.). Его последователем стал Невий — создатель поэзии национально-рим. содержания. Попытки Невия превратить по образцу древнеаттич. комедии сцену в трибуну выпадов против правящей аристократии привели к заключению его в тюрьму и ссылке. Наиболее представительным поэтом данной эпохи был многогранно одаренный Энний. В своем осн. произведении–историч. эпосе «Анналы», воспевавшем историч. деяния римлян, — Энний с точки зрения формы непосредственно следует Гомеру. Особенно пышно расцвела в этот период драматургия, от которой сохранились лишь комедии Плавта и Теренция. Оригинальнейшим достижением римлян в области литературы явилась сатира, нашедшая своего первого выдающегося представителя в лице Луцилия. После 2-й Пунической войны в Риме возникает историография. К ее помощи прибегали представители сенатской знати, с тем чтобы, подражая ежегодным официальным городским летописям, представить события рим. истории как оправдание собств. политики. Первые из таких анналистов пользовались греч. яз. с целью добиться международного признания. В противовес им Катон Старший написал историю Рима и италийских племен на лат. яз. Также и в других многочисл. произведениях Катон яростно отстаивал все традиционно римское, противопоставляя его грекофильству. Катон был первым крупным рим. прозаиком. В бурную эпоху внутр. борьбы, начавшуюся с реформистских попыток Гракхов, значительный подъем испытало красноречие, сильно преобразившееся под воздействием образцов греч. риторики.Период классики (эпоха «золотой латыни»; с Цицерона до смерти Августа, 80 до н. э. — 14 н. э.).а) Эпоха Цицерона (80–40 до н. э.) явилась апогеем развития прозы. В эти насыщ. конфликтами и кризисами годы, когда совершался переход от аристократич. республики к монархии, высшего расцвета в Риме достигло красноречие. Непревзойд. оратором был Цицерон, его серьезнейшим соперником — Гортензий. В теории красноречия Цицерон также добился выдающихся успехов. В своих философских произведениях он стремился приобщить римлян на их родном языке к ценностям греч. философии. Для всех последующих времен классич. проза Цицерона служила недосягаемым образцом. Значительные историч. труды были созданы Цезарем и Саллюстием. Попытку создания рим. биографии предпринял Корнелий Непот. Энциклопедич. сочинения Варрона, крупнейшего и плодовитейшего из всех когда-либо бывших в Риме ученых, охватывали почти все отрасли совр. ему знания. В поэзии неотерики (новые, модернисты) резко отмежевывались от духа и формы архаич. рим. стихотворства и следовали за александрийскими поэтами того времени, представлявшими точку зрения «искусство для искусства». От этого направления до нас в полном виде дошли стихи только Катулла, гениальнейшего из неотериков. Лукреций в грандиозном дидактич. эпосе представил материалистич. философию Эпикура как путь к благу человечества,б) Августовская эпоха (40 до н. э. — 14 н. э.) стала кульминацией рим. поэзии. Литература этого периода развивалась под знаком восстановления мира и порядка после долгих лет кровавых гражданских войн. Принцепс Август прославлялся как спаситель и восстановитель государства. Вновь оживились представления об осн. ценностях рим. народа; была провозглашена его имперская миссия. Первыми на требования эпохи откликнулись поэты, прежде всего Вергилий и Гораций, в многослойном творчестве которых рим. поэзия достигла классич. совершенства. Август, понимая значение поэзии для успешного осуществления своей политики, всесторонне ей покровительствовал. Его ближайшими помощниками в этом начинании выступали такие деятели, как Меценат и Мессала, которые, объединяя вокруг себя лит. круги, оказывали поэтам широкую поддержку. В это же время расцвела рим. элегия. Первым ее представителем был Галл, составивший сборник элегий; за ним последовали Тибулл, Проперций и Овидий, создавший также блестящие произведения в жанрах написанной элегич. дистихом дидактич. поэмы и мифологич. эпоса. Ведущим прозаиком августовской эпохи был историк Ливии, прославлявший др.-рим. доблесть и величие. Сам Август рассказывает о своей деятельности в эпиграфич. автобиографии («Monumentum Ancyranum»). В спец. литературе этого времени выделяется архитектурный трактат Витрувия.1 век («серебряная латынь»; от смерти Августа до смерти Траяна, 14–117 н. э.). В это постклассич. столетие рим. литература во мн. своих проявлениях носит эпигонский характер. На развитии поэзии и прозы отрицательно сказалось все возраставшее влияние риторики. Преобладавшее в эпоху Августа положительное отношение писателей к императорской власти впоследствии совершенно исчезло. Историч. обстановка располагала скорее к сатирич. изображению действительности. Продолжателями традиции стихотворной сатиры стали вслед за Луцилием и Горацием Персии и Ювенал, а мениппова сатира (смесь прозы и стихов) нашла место в творчестве Сенеки и Петрония. Сатирич. изображение нравов составляет гл. содержание эпиграмматич. поэзии Марциала, считающегося величайшим в мировой литературе эпиграмматистом. Крупнейшим эпич. поэтом столетия был Лукан, воспевший гражданскую войну между Цезарем и Помпеем как пример борьбы тиранич. и свободолюбивого начал. В эпич. жанре писали также Силий Италик, Валерий Флакк, Папиний Стаций и Манилий, автор своеобразного дидактич. эпоса. Жанр басни ввел в рим. литературу вольноотпущенник Августа Федр. В его руках басня превратилась в средство злободневной критики. Единств, пример полностью дошедших до нас рим. трагедий представляет собой творчество стоика Сенеки, изображавшего пагубность разнузданных страстей. Помимо трагедий, Сенека был автором сочинений по нравств. философии, влияние которых простирается далеко за пределы его эпохи. Почитатель Тиберия Веллей Патеркул написал очерк рим. истории. Курций Руф в романич. «Истории Александра» преследовал чисто развлекательные цели. Впечатления от тиранич. правления Домициана побудили величайшего рим. историка Тацита создать мрачные картины императорского времени. Красноречие постепенно вырождалось в напыщ. декламации и панегирики. Гл. причиной его упадка Тацит считал (в «Диалоге об ораторах») исчезновение при императорах республиканской свободы. Тем не менее именно в это время творил крупнейший теоретик рим. красноречия Квинтилиан; одним из его учеников был Плиний Младший, автор лит. писем и пр. Расцвета достигла спец. литература в лице врача Цельса, энциклопедиста Плиния Старшего, географа Помпония Мелы, теоретика сельского хозяйства Колумеллы и пр.2 век. В относительно спокойный 2 в. при Адриане и Антонинах процветала смешанная греко-рим. культура. Образованные люди были, как правило, двуязычны. В романизированных пров. Западной Империи, прежде всего в Африке, появились собств. центры образования и культуры. В этот период, однако, рим. литература, не считая спец. сочинений, не дала никаких выдающихся произведений. Чрезвычайно сильным было влияние риторики. В римской, подобно тому как и в греч., литературе возобладало архаизирующее направление, первым представителем которого стал ритор Фронтон. Его учеником был Авл Геллий. Самым ярким лит. явлением этой эпохи оказался африканец Апулей, многогранное творчество которого известно преим. по его роману «Метаморфозы», или «Золотой осел». Из дошедших до нас остатков обширного творчества Светония самым значительным произведением являются биографии первых двенадцати императоров. Стадию наивысшего расцвета во 2 в. — 1-й пол. 3 в. переживает рим. юриспруденция. Великими юристами были Сальвий Юлиан, Гай, Папиниан, Ульпиан и Павел.3–4 века. В кризисную эпоху 3 в. лит. творчество приходит почти в полный упадок. Только некоторая стабилизация общества при Диоклетиане и его преемниках привела рим. литературу к новому относительному подъему в 4 в. Между тем обществ, предпосылки лит. процесса претерпели в это время существ, изменения. Наметившееся отчуждение между вост. и зап. частями Империи становилось все более заметным; знание греч. яз. в ее зап. части постепенно угасало. Определяющим элементом стала христианская литература, перешедшая в кон. 2 в. на лат. яз. Христианские авторы заимствовали формы языч. литературы и трансформировали их в соответствии с новыми потребностями. Языч. поэтов и мыслителей вскоре стали рассматривать как предшественников откровения истины о спасении и предоставлять им собств. место в системе образования, пусть даже подчиненное. Крупнейшими рим. христианскими писателями были Тертуллиан, Минуций Феликс, Киприан, Арнобий, Лактанций, Амвросий, Иероним и глубочайший христианский мыслитель Запада Августин, чье богословие и философия истории оказали сильное воздействие на мысль последующих эпох. Среди христианских поэтов выделяется Пруденций. Языч. традиция нашла защитников прежде всего в среде сенатской знати Рима (семейства Симмахов и Никомахов). Именно здесь, в кругу Квинта Аврелия Симмаха, с возрожд. упорством сохраняется нац. рим. предание; вновь издаются и комментируются великие авторы древности (например, комментарий Сервия к Вергилию). Судить об этом движении можно по «Сатурналиям» Макробия. Значительных высот достигла языч. литература 4 в. в творчестве поэта Клавдиана и историка Аммиана Марцеллина. Центром лит. образования становится Галлия, блистательнейшим поэтич. талантом которой был Авзоний. Вдохнов. прославлением величия Рима проникнута поэзия уроженца Галлии Рутилия Намациана.Картины галло-рим. общества 5 в. запечатлены в стихах и письмах Сидония Аполлинария. Важную роль в эти столетия играла ориентированная на потребности школы спец. литература. Известными грамматиками были Донат и Присциан. В педагогич. целях сведения из различных областей знания собирались в энциклопедии, антологии и краткие переработки. Компендий семи свободных искусств (artes liberales), составл. Марцианом Капеллой, оставался образцом для подобного рода сочинений и в средние века. Для монастырских нужд Кассиодор написал пособие, включающее элементы духовных и мирских наук. То обстоятельство, что Кассиодор побуждал монахов переписывать сочинения языч. писателей, имело немаловажные последствия: т. о. в средние века были сохранены творения мн. нехристианских авторов. В конце своего существования рим. литературе удалось еще раз создать произведение мирового масштаба — «Утешение в философии» Боэция. Законч., пережившую века форму рим. право приобрело в составл. в Константинополе по приказу восточнорим. императора Юстиниана огромном собрании, названном позднее Сводом гражданского права (лат. Corpus iuris civilis). Влияние рим. литературы на Ср.-век., новолат. и нац. литературы Европы глубоко и многообразно.Искусство.Начиная со 2 в. до н. э. рим. искусство — искусство Римской республики и Римской империи – развивалось как процесс поэтапного заимствования и избирательного использования (в духе рим. функционального мышления) компонентов др. италийского, этрусского и греч. искусства. До этого времени можно говорить лишь об искусстве г. Рима — вначале агломерации поселений железного века, затем этрускизированного города (храм Юпитера на Капитолии), а впоследствии, в эллинистич. эпоху, — провинциального художеств, центра Италии. С достижением Римом гегемонии над Италией первоначальное пренебрежительное отношение римлян к искусству переменилось. Одним из корней рим. искусства наряду с древнеиталийским и этрусским стало широко распространившееся в Юж. Италии греч. искусство. Насколько тесно, особенно в раннереспубликанский период, архитектура Рима была связана с его политич. развитием, свидетельствуют даты основания известных храмов: 497 до н. э. — храм Сатурна, 495 — храм Меркурия, 484–храм Диоскуров, 366–храм Конкордии (возведен в честь окончания внутриполитич. распрей). После того как Римская республика стала главенствующей державой Средиземноморья, в новой политич. ситуации возникло и новое отношение к искусству как средству прославления рим. могущества. Развитие рим. искусства представляло собой синтетич. слияние характерных черт захвач. римлянами произведений, работ художников, прибывших из Греции и с эллинистич. Востока, и собственно рим. творений. Этот процесс достиг высшей точки при Сципионах во 2 в. до н. э. В искусстве выявляются две осн. линии: во-первых, привилегированное, официальное искусство; востровторых, искусство, в возрастающей степени служившее ввиду общего утончения нравов эстетизации личной жизни. Своеобразие рим. искусства состоит во влиянии функционального мышления — отсюда те характерные именно для римлян области, в которых они добились наивысших достижений, — постройки целевого назначения (создание фасадной техники, строительство по строгому архитектурному плану), портрет, историч. рельеф, интерьер, стенные росписи. В разбивке городов (Баальбек, Пальмира, Тимгад) очевидно влияние характерного для греков сетчатого плана и этрусских ритуальных представлений о необходимости соответствия двух гл. улиц направлениям на стороны света, об устройстве ворот и городской стены. Кроме того, среди разнообразных (религиозных, политич., экологич.) факторов, определявших облик обществ, зданий, в постройках форума (храмы, курия, базилика) проявляется трезвая рим. целесообразность. Заимствованные из Греции, с эллинистич. Востока и у этрусков строительные приемы и архитектурные типы были усовершенствованы и соответствующим образом переосмыслены в их новой функции. С развитием техники арочного строительства и возведения сводов появились рим. водопроводы, каменные мосты как составные части высокоразвитого уличного строительства, гигантские склады, а также специфич. римские постройки: трехнефная базилика — помещение для судебных заседаний, торговли и народных собраний (этот тип здания в средние века стал определяющим элементом европ. церковного строительства); амфитеатр для гладиаторских игр и звериной травли, сооружавшийся на открытом месте по эллиптич. плану (амфитеатр Флавиев, т. н. Колоссеум — Колизей); наконец, термы–роскошно устроенные купальные залы с плавательными басе, комнатами отдыха и про вед. под полом отоплением; подобных гигантских терм в императорское время в Риме насчитывалось 11, из них наиболее известны термы Каракаллы. Официальная имперская тенденция к демонстрации мировой мощи Рима выразилась, по образцу эллинистич. государств, в новой отстройке старого Рим. форума и в новом монументальном строительстве: императорские форумы и святилища (Баальбек). Требуемого эффекта эти архитектурные ансамбли достигали благодаря великолепию и размаху планировки комплексно организованного пространства, чему способствовали замкнутая композиция при осевой симметрии и направленности перспективы на одну точку (как правило, храм), а также усовершенствованная фасадная техника. Грандиозности сооружений соответствовало декоративное оформление площадей и зданий символически-репрезентативными статуями и рельефами триумфальных арок (арки Тита и Севера) и монументальных колонн (колонны Траяна и Марка Аврелия), имевших пропагандистское или конкретно-историч. содержание. Историч. рельеф как род искусства является изобретением самих римлян и непосредственно выражает трезво-реалистич. характер рим. мировоззрения в простых изображениях битв, военного быта, оружия и утвари. Даже помимо исконно рим. произведений, в той части архитектуры, где отчетливо прослеживается влияние этрусских и греч. образцов, рим. архитектуре все же удавалось отстаивать свою самостоятельность путем новых комбинаций строительных элементов и применения аллегорически насыщ. рельефных украшений: таков, например, алтарь Мира (Ara Pacis Augustae) — наиболее примечательный из памятников классицизма, отражавших реставрационную политику Августа, направл. на примирение враждующих сторон и укрепление Империи. В скульптуре, служившей декоративным целям, господствовало простое копирование, подражание и переработка греч. шедевров. Страсть к коллекционированию, любовь к украшательству и просто снобизм превратили Рим в музей греч. искусства. Творч. преображение претерпел на рим. почве жанр портрета. Заслуга римлян состояла в синтезе уже существовавших чужих достижений — экспрессивности этрусков и свойств, искусству позднего эллинизма неприкраш., но неск. идеализированного образа человека — с реалистич. психологизмом рим. взгляда на мир. В отличие от претензии греч. портрета на типизацию в рим. портрете всегда передается конкретная индивидуальность. Это наблюдается как в изображении заслужившего уважение соотечественников гражданина или члена семьи в республиканское время, так и в портретах императора или членов правящего дома в императорскую эпоху. Поскольку развитие рим. портрета было связано с культом предков политич. значимых семейств, важную роль в становлении этого вида искусства сыграли восковые маски умерших. Несмотря на все изменения в манере выражения и в стилистич. средствах, рим. портрет всегда оставался верен реализму. На смену реализму республиканского времени, не стеснявшемуся грубости и даже безобразия (если они являются отличительной чертой индивидуума), противопоставлявшему греч. идеализации внутр. напряжение умств. и физич. труда, пришел августовский классицизм с его сильным греч. влиянием, выразившемся в греч. типах статуй с рим. портретными головами. Для портретов эпохи Флавиев характерна изощр. скульптурная техника с частым использованием сверла. Начиная с Адриана, вновь заметна классицистич. тенденция. С 3 в. рим. портрет постепенно теряет классич. формы; для искусства поздней античности типично линейное оформление и одухотворенно-трансцендентальные способы выражения. Под влиянием раннехристианского искусства, давшего на основе религиозной идеологии новую жизнь традиционным формам (живопись в катакомбах, саркофаги), совершился переход к Ср.-век. изображениям святых. Т. о., рим. портрет на всех этапах своего развития — в смене формообразующих тенденций от полного жизни реализма к идеализирующему классицизму — отражал духовную позицию и социально-политич. ориентацию правивших в Риме классов. Поэтому развитие рим. портрета находится в столь очевидном соответствии с социально-историч. процессом в Римской империи. Из древнеиталийского наследства пространственно-образного иллюзионизма в искусстве уже в республиканское время развилось изображение пространства ради него самого, а также подчиняющая все отдельные элементы целому тектоника. Этот радикально новый стилистич. принцип явился предпосылкой для изобретения расписанного архитектурного фасада — гениальнейшего из рим. достижений. Оформление интерьера обществ, зданий и частных домов давало богатые возможности для развития стенной живописи. Уже в течение 1 в. до н. э. древнеиталийский дом с атриумом постепенно вытесняется греч. перистильной постройкой, которая преобразовалась в рим. виллу — сочетание архитектуры, скульптуры, живописи и природы (сады). Этот тип здания стал оригинальным вкладом римлян в историю архитектуры. С 3 в. до н. э. появляется специфич. рим. вид живописи — триумфальные росписи. Начиная с сер. 2 в. до н. э. в рим. живописи сменяются четыре стиля. Инкрустационный стиль, отличающийся явным подражанием архитектуре, возник под преим. влиянием малоазийско-греч. образцов. На смену ему уже в 1 в. до н. э. приходит перспективный иллюзионизм, которому свойств, изображение мнимых архитектурных деталей, обрамляющих фигуры и прочие росписи. В стенной живописи августовского периода доминирует классицистич. линеарность; изображения, помещавшиеся ранее в нишах, распространяются теперь на всю стену. На поздней стадии фресковой живописи, границу которой образует гибель Помпей в 79 н. э., изображение достигает жизн. реализма. Наиболее творч. периодом был, без сомнения, 1 в. до н. э., давший такие шедевры, как фриз мистерий виллы Итем в Помпеях, пейзажи «Одиссеи» и живопись дома Ливии в Риме. Во 2-3 вв. в оформлении интерьера место стенной живописи все чаще занимает мозаика. В августовскую эпоху в керамике (италийско-галльская Terra sigillata) и в обработке благородных металлов (серебряный сервиз из Боскореале на Везувии, серебро из дома Менад в Помпеях, гильдесгеймский серебряный клад) прикладное искусство достигает высшей точки развития. В императорскую эпоху рим. искусство становится имперским искусством, которое, взаимодействуя в своей сфере влияния с местными культурами, породило величеств, памятники (Баальбек и Пальмира в Сирии, Большой Лепсис и Тимгад в Сев. Африке). Рим. пров., получавшие поддержку из центра, создали, особенно в области материальной культуры, самобытное искусство; наиболее оригинально искусство Иллирии, Паннонии и Фракии. В ходе процесса политич. распада Римской империи ее составные части пошли разными историч. путями; тем не менее нельзя отрицать формообразующего и плодотворного влияния романизации на их культуру и искусство (например, Дакия, совр. Румыния). Дальнейшее воздействие рим. искусства за врем, и пространств, пределами Римской империи прослеживается в развитии новоевроп. искусства (Ренессанс, классицизм).Музыка.Несмотря на отсутствие нотных записей, которые могли бы послужить первоисточником по музыкальной истории Рима, разнообразные лит. свидетельства и данные изобразительного искусства позволяют судить о музыкальной культуре римлян, ранее, как правило, недооценивавшейся. В самых различных областях рим. жизни музыка играла выдающуюся роль, будь то бытовая музыка, связанная с культом, обрядами и военным делом, или профессиональная музыка театральных представлений, танцев и развлечений. В инструментовке заметно развитие этрусского, греч. и вост. влияний с явным стремлением к колоритным созвучиям: был увеличен набор струн на лире и кифаре, к авлосу (tibia) добавились кольцевые клапаны (вращающиеся кольца с отверстиями, совпадающими с отверстиями на трубчатом корпусе инструмента); в военной музыке использовались духовые инструменты, в сценич. и развлекательной — ударные (вост. происхождения). В музыкальной литературе была перенята греч. акустика и учение о ладах; на основании теории этич. воздействия музыки она была включена в систему общего образования. Через посредство этрусков к римлянам перешли греч. и вост. музыкальные инструменты и приемы игры. Рельефные изображения из этрусских гробниц, дополн. свидетельствами рим. писателей, позволяют сделать вывод о тесной связи музыкальной практики с культом мертвых. Вынос тела, плач об умершем и погребальная процессия сопровождались игрой на тибии и кифаре. Музыка сопутствовала римлянам также во время состязаний, спортивных упражнений, ежедневной работы и пиров. Несмотря на частичное родство инструментов архаич. Греции и этрусков, у последних явно преобладают духовые, а именно: три модификации трубы — прямая туба, отличающаяся удлин. корпусом, литуус (lituus) и кругообразно изогнутый рог (cornu); двойной авлос с расширением в виде раструба и безмундштучная трубчатая сиринга (греч. syrinx, лат. fistula), прикладывающаяся к губам под косым углом. Для акцентирования танцевальных ритмов использовались трещотки и другие ударные инструменты. В то время как в Греции музыкальные инструменты служили преим. для аккомпанемента голосу, этруски в большей степени ценили инструментальную музыку, в особенности ансамбль исполнителей на тибиях и кифарах. Уже для легендарного царского периода засвидетельствовано использование римлянами музыки в культовых целях. Устойчивость традиции позволяла древнейшим песнопениям (carmina) тех или иных жреч. коллегий столетиями сохраняться в неизм. виде. Танец салиев с оружием и молебств. обход полей арвальскими братьями сопровождались амебейным (попеременным) пением. Формы народного пения, известные лишь по поздним лит. источникам, также возникли в архаич. эпоху. После установления Республики для подачи военных сигналов римляне стали применять заимствованные у этрусков духовые инструменты (туба, литуус, рог), а также изогнутую в виде бычьего рога букцину (buccina) — первоначально пастушеский инструмент. Ежегодно 23 марта и 23 мая торжественно справлялись праздники ритуального очищения культовых труб (тубилюстрии). В нац. инструмент превратилась тибия, игра на которой сопутствовала по этрусскому образцу похоронам и жертвоприношениям. Со времени распространения рим. владычества на все Средиземноморье начинается заимствование эллинистич. театральной и концертной музыки. Уроженец Великой Греции вольноотпущенник Ливии Андроник был одновременно поэтом и композитором; он руководил исполнениями культовых хоровых песен. Плавт, следуя греч. образцам, создавал непритязательные рим. комедии, в которых он развил речевые диалоги в монодии (cantica), дуэты и терцеты, причем сочинение музыки для сцены возлагалось на рабов-исполнителей. В течение некоторого времени значительную роль в рим. трагедии играл хор, вскоре, однако, уступивший место сольному пению. Вместе с перенятием культов Кибелы (Magna Mater — Великая мать, с 204 до н. э.) и Диониса в Рим вторгается оргиастич. музыка. Предполагалось, что игра на духовых инструментах, сопровождавшаяся бубнами (tympana), тарелками (cymbala) и трещотками (crotala), отпугивает демонов и способствует достижению посвященными состояния экстаза. После подчинения Македонии и разрушения Коринфа (146 до н. э.) вместе с захвач. рабами в Рим прибывают греч. драматич. актеры и музыканты. Победоносные полководцы Муммий, Сулла и Антоний оказывали покровительство союзам греч. художников и предоставляли им привилегии. Все большую популярность у всех слоев общества завоевывает сольная инструментальная музыка и рецитация лирич. стихов в камерном музыкальном сопровождении. Особой роскошью считались концерты и застольная музыка, исполнявшаяся рабами и профессиональными музыкантами. Создававшиеся по эллинистич. образцу как профессиональный жанр песни утеряны, не считая сохранившихся образцов, предназнач. для пения поэтич. лирики. Из поэзии августовской эпохи для песенного исполнения были предназначены «Буколики» и некоторые части «Энеиды» Вергилия, а также, по всей вероятности, оды Горация. Написанная Горацием по случаю секулярных игр 17 н. э. «Столетняя песнь» («Carmen Saeculare») должна была исполняться по строфам попеременно хорами мальчиков и девочек. Постепенно в дополнение к изучению пения и игры на музыкальных инструментах под влиянием греков в систему рим. общего образования включается музыкальная теория. Энциклопедист Варрон в утерянном сочинении «О дисциплинах» в числе прочих «свободных искусств» (в связи с математич. и филологич. предметами) называет также музыку. Его современник Цицерон подчеркивал необходимость туманистич. музыкального образования для оратора. Это привело к тому, что в последующие эпохи музыкальную теорию применяли к самым различным спец. областям знания — к риторике (Квинтилиан), архитектуре (Витрувий), военной технике, астрологии и медицине. В императорский период наряду с традиционной народной, культовой и военной музыкой все большее распространение получает чужеродная танцевальная, развлекательная и сценич. музыка провинций. Трагедию вплоть до конца античности заменил жанр пантомимы с хоровым пением и богатым оркестровым сопровождением. Пантомиме был противопоставлен заимствованный из Великой Греции (Юж. Италия) жанр мима (песенные и танцевальные номера в сопровождении ударных инструментов), представлявший реалистически-бурлескные картины каждодневного быта. Для создания музыкального фона во время гладиаторских боев в амфитеатрах наряду с металлич. духовыми инструментами нередко использовались органы. С профессиональными виртуозами соперничали дилетанты из различных слоев общества, в их числе известные политики и даже императоры. Однако наибольшим успехом у публики пользовались, несмотря на юридич. бесправие, стекавшиеся в Рим из покоренных стран музыканты. В позднерим. музыкальных трактатах античная теория систематизируется в осн. с математически-умозрительной точки зрения, все более отдаляясь от совр. музыкальной практики. Самым оригинальным сочинением в этой области, возможно, следует считать музыкальный трактат отца церкви Августина. Канонич. значение в средние века приобрел трактат Боэция — последний крупный свод музыкальной теории.рис. Древний Рим, 1 — 4 вв. н.э.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.